?

Log in

No account? Create an account
Интерпретация характеристической кривой фотоплёнки параметрами RPP - RAW-конвертор RPP (Raw Photo Processor) [entries|archive|friends|userinfo]
RAW-конвертор RPP (Raw Photo Processor)

[ website | http://www.raw-photo-processor.com ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Интерпретация характеристической кривой фотоплёнки параметрами RPP [May. 13th, 2010|06:27 pm]
RAW-конвертор RPP (Raw Photo Processor)

raw_rpp

[pavel_kosenko]
Разбираясь с тем, как работают параметры в RPP (а работают они совсем не так, как мы привыкли это видеть в ACR/LR и других RAW-конверторах), я проявил наглость помучать расспросами Илью Борга. Он, хоть человек и занятной, но отзывчивый — дал мне столько информации, что я чуть не захлебнулся :) Но всё же предпринял попытку её осознать и даже визуализировать. Вот картинка, которую я нарисовал для демонстрации действия ключевых параметров RPP.

rpp

Прежде всего важно понимать, что по своей концепции RPP является аналогом проявочного бачка. Это заключается не только в том, что он направлен на получение в первую очередь качественной заготовки (аналогия с проявкой фотопленки) для последующей обработки (аналогия с печатью). Кстати, получить практически готовый к печати результат можно и непосредственно в RPP. Но и в том, что сама логика работы движка базируется на характеристиках фотоплёнки. Параметры конвертации, соответственно, манипулируют основными точками именно характеристической кривой фотоплёнки.

На картинке приведена типичная характеристическая кривая фотоматериала после проявки. Не важно какого, в данном случае речь идёт о кривой для фотоэмульсии — то есть как ч/б, так и отдельных слоёв цветной. Применительно к цифровой фотографии уместно говорить об аналогии плотности D (Density) с каналом L (Lightness). Наш график представлен в привязке к более понятным цифровому фотографу единицам. По оси X отсчитываются стопы экспозиции, регистрируемые матрицей камеры (нулю соответствует «правильная» экспозиция 18%-серой плашки), по оси Y — значения яркости в генерируемом RPP файле.

Для начала давайте разберемся с тем, какие зоны определяют отмеченные на этой кривой точки (применительно к фотоматериалу).

0-1: fog, вуаль (увеличение экспозиции в этой области не вызывает роста плотности)
1-2: toe, стопа (зона «недодержек»)
2-5: straight, прямолинейный «рабочий участок»
5-6: shoulder, плечо («зона передержек»)
6-7: highlight cliping, вылет светов
7-8: solarization, соляризация

Теперь, собственно, о параметрах RAW-конвертации RPP.

Black Point задается в процентах динамического диапазона для каждого из RGB-каналов (после установки баланса белого) и по сути сдвигает точку 2 по горизонтали (в зависимости от знака) на соответствующую величину. Положительные значения приводят к увеличению контраста в тенях, но НЕ к потере (!) информации в глубоких тенях. Понятно, что если для Black Point задать чрезмерно большие значения, детали в тенях всё же начнут терятся, но это не отменяет бережливость этого параметра к теням. Чтобы полностью их загубить, надо хорошо постараться. При том, что параметр выполняет свою основную функцию и делает черные точки темнее, а всю картинку в целом контрастнее.

Вспомним, что в ACR/LR аналогичный параметр является аналогом левого ползунка инструментом Levels и тупо отрезает лишние уровни, отсчитывая их количество от левого края гистограммы вправо. Что, в случае наличия информации в тенях, приводит к её потере.

Contrast увеличивает (положительные значения) или уменьшает (отрицательные значения) крутизну кривой вокруг некой точки, находящейся на «рабочем участке» в диапазоне точек 2-5. На приведённой картинке условно обозначена точка 2, хотя на самом деле эта точка «плавает» в зависимости от того, как экспонирован кадр (около 2-х стопов сверху от точки насыщения) и от других параметров конвертации.

В ACR/LR аналогичный параметр крутит кривую всегда вокруг центральное точки (50% композитного RGB-канала).

Brightness «тянет» нашу кривую за точку 3 вверх (положительные значения) или вниз (отрицательные значения). Точка 3 находится вблизи центра рабочего участка.

Действие в ACR/LR аналогично.

Exposure не обозначено на графике, но суть его действия очень проста. Каждая точка кривой сдвигается вверх (положительные значения) или вниз (отрицательные значения). Соответственно, начиная с определенного момента информация в светах начинает теряться, вылетая за пределы яркостного диапазона получаемого изображения.

Действие в ACR/LR аналогично правому ползунку инструмента Levels. То есть отрезаются лишние уровни, от правого края гистограммы влево. В обоих случаях положительные значения Exposure могут приводить к потере информации в светах.

Compressed Exposure действует аналогично Exposure, но сдвигаются только точки 0-5 включительно. А вот информация в диапазоне точек 5-6 (зоны пересветов) либо компрессируется, либо растягивается соответствующим образом (точка 6 зафиксирована). При этом величину плеча компрессии задаёт вспомогательный параметр Rg. Для наглядности на графике зелёным цветом приведена разница (на данном графике условная, т.к. по вертикали отсчитываются не стопы, а значения L, но суть от этого не меняется) между параметрами (Rg - Compressed Exposure), демонстрирующая, почему значение Rg должно быть больше Compressed Exposure. Разработчики советуют, чтобы диапазон для сжатия Rg превышал значение величины компрессии Compressed Exposure не менее чем на 0,5 стопа.

В ACR/LR аналогичного параметра нет. В ACR/LR есть параметр Recovery, но он занимается другими задачами (восстановлением информации в светах для пробитых каналов на основе «живых»).

Другие параметры

Информация по некоторым другим, не обозначенным на графике параметрам. Чтобы было понятно, о чем речь, приведем скрин-шот интерфейса RPP.

rppКнопка A (Auto) автоматически устанавливает Exposure в такое значение, при котором самая светлая точка зелёного канала становится максимально светлой. Грубо говоря, подрезает гистограмму справа максимальным образом так, чтобы не происходило потери информации в канале G. Комбинация клавиш Opt(Alt)-A позволяет осуществить такую обрезку не по каналу G, а по самому сильному (защита от обрезания любого канала). Разработчики советуют после использования кнопки «А» уменьшать значение на 0,5-0,3 стопа, чтобы создать пространство для работы Compressed Exposure.

Blur Chroma устраняет цветовые шумы за счет размытия каналов a и b. Только происходит это не в пространстве Lab, а в модифицированном, более корректном с точки зрения восприятия UP Lab (Uniform Perceptual Lab).

Saturation повышает насыщенность с помощью увеличения крутизны кривых каналов a и b. Опять-таки, в пространстве UP Lab, за счет чего повышение насыщенности производится более деликатно и с минимизацией потерь информации в зонах высокого насыщения.

Local Contrast увеличивает локальный контраст с помощью метода HiRaloAm (High Radius, Low Amount — большой радиус, маленькая сила воздействия) через Unshurp Mask по каналу L в UP Lab.

Cold/Warm смещает RGB-каналы относительно друг друга таким образом, чтобы воздействие было максимально приближено к воздействию конверсионных фильтров при съёмке. Соответственно, происходит это в диапазоне от холодных голубых до тёплых жёлто-оранжевых оттенков.

Sharpnes управяет силой воздействия Unsharp Mask.


Дополнения

1) Оперируя с кривой, RPP работает с чистыми поканальными данными RGBG до демозаики. А не с битмэпом после демозаики и применения цветового профиля, как это сделано ACR/LR, где это «ускорение» оборачивается цветовыми сдвигами и по сути обесценивает профиль камеры.

2) При любом изменении параметров RPP пересчитывает экранное представление снимка начиная от raw-данных, используя для этого математические операции высокой точности (с плавающей точкой). В то время как ACR/LR применяют накладные коррекции для однажды считанной из raw-файла информации — причем не только для экранного представления, но даже в момент генерации итогового файла).

3) В RPP гамма-приводка осуществляется в момент дебаеризации с учётом ВСЕХ параметров конвертации, кроме:

— Local Contrast
— Satiration
— Blur Chroma

4) Для последующей обработки файлов в Adobe Photoshop рекомендуется устанавливать значения Local Contrast и Sharpness в ноль, или как минимум вполовину от значения для файлов, предназначенных для печати сразу после конвертора.

5) Остальные параметры не являются ключевыми, в задачу этой статьи не входит их подробное описание.

6) Информацию о том, как работают ползунки в ACR, можно найти вот в этой статье:

Базовые настройки параметров RAW-конвертации на примере Adobe Camera RAW

P.S. Большое спасибо Илье Боргу и Андрею Твердохлебу за помощь в подготовке этого материала.
LinkReply

Comments:
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
[User Picture]From: mortalezz
2010-05-13 02:34 pm (UTC)
круто ) будем разбираццо
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: mydogandi
2010-05-13 02:49 pm (UTC)
Очень полезная статья.
Спасибо.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: timur555
2010-05-13 03:12 pm (UTC)
Круто, что мне нравится, так это то, что заветы Маргулиса можно воплощать прям в рав-конверторе. Может быть постепенно удастся избавиться от цветокоррекции в ФШ после получения тиффа.
(Reply) (Thread)
From: sail2ithaki
2010-05-13 03:19 pm (UTC)
Взгляд Дана на проблемы конвертации raw:
http://www.libraw.su/articles/raw-module.html
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: rby_foto
2010-05-13 03:12 pm (UTC)
После этой статьи еще больше захотел попробовать этот конвертер. А еще порадовал скриншот - есть возможность сохранять tiff в цветовом пространстве Lab, не заморачиваясь с профилями. Не понимаю, почему такую очевидную вещь до сих пор не реализовали в других конвертерах!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: awo_onyshchenko
2010-05-13 04:16 pm (UTC)
Пространство Lab во многих случаях не является оптимальным для последующей обработки.
(Хотя в некоторых других именно оно даёт уникальные возможности).
И, ИМХО, не стоит так уж круто с профилями...
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: awo_onyshchenko
2010-05-13 04:14 pm (UTC)
"В то время как ACR/LR применяют накладные коррекции для однажды считанной из raw-файла информации — причем не только для экранного представления, но даже в момент генерации итогового файла)" - это откуда взял?
(Reply) (Thread)
From: sail2ithaki
2010-05-13 04:57 pm (UTC)
Я, например, это знаю из отладчика и переписки с теми, кто знает начинку не понаслышке.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: greenogr
2010-05-13 04:47 pm (UTC)
Урра! Спасибо!
В мемориз!

Пользуясь случаем — спрошу. А в какой момент Workflow лучше применять профиль плёнки? Если в самом конце (после того, как выставлены Exposure, Compressеd Exposure и пр. — очевидно, что характерологическая кривая уедет ещё куда-то и параметры экспозиции нужно будет выставлять сначала.
Сразу после настройки ББ?
(Reply) (Thread)
From: sail2ithaki
2010-05-13 04:55 pm (UTC)
Профиль пленки пока приходится применять итерационно :) - то есть, после его назначения менять compressed exposure, black point, contrast, saturation, brightness, добиваясь нужного распределения тонов и насыщенности цвета.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: pdv
2010-05-13 05:27 pm (UTC)
Спасибо большое. Все стало значительно более понятно.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: pdv
2010-05-13 05:58 pm (UTC)
Вот какие вопросы созрели.
1. Я выставляю некоторые параметры в РПП и хочу, чтобы с этими параметрами открывались все рав-файлы. Как это "запомнить"? Параметр меню File-Set current settings as Csmera default почему-то не хочет сохранять текущие настройки...
2. Каким образом после сброса (Reset to defaults) снова открыть файл с настройками установленными мной для программы по умолчанию? Т.е. такое впечатление, что есть где-то некая база, где РПП запоминает и хранит параметры каждого снимка, где же эту базу обнулить?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: pavel_kosenko
2010-05-13 06:03 pm (UTC)
Почитайте документацию, там в разделе History and Settings Management подробно это всё описано.

Edited at 2010-05-13 06:06 pm (UTC)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: michaelmilaev
2010-05-13 06:35 pm (UTC)
Exposure не обозначено на графике, но суть его действия очень проста. Каждая точка кривой сдвигается вверх (положительные значения) или вниз (отрицательные значения).
================
т.е. и на точку черного она тоже влияет?
(Reply) (Thread)
From: sail2ithaki
2010-05-13 06:41 pm (UTC)
Скачайте что-нибудь вроде http://www.imaging-resource.com/PRODS/AA900/AA900hMULTII0200.ARW.HTM , с Ctrl выберите любую плашку на Q13 и сами увидите влияние любого параметра. Значения Q13 - известны ведь (можно у меня в журнале посмотреть, например).
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: nezzdoi
2010-05-14 05:06 am (UTC)
Спасибо за статью! Вроде бы все выстроилось в голове...
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: kondakoff
2010-05-30 05:19 am (UTC)
Хм..
Делал все это не задумываясь о цифирках и порядке выполнения.
Руководствуюсь визуальным критерием хорошо- плохо.

Спасибо за статью и обсуждение.
(Reply) (Thread)
(Deleted comment)
[User Picture]From: pavel_kosenko
2010-07-02 03:52 pm (UTC)

Re: RPP под windows

Отдельным постом отправил ссылку, спасибо :)
(Reply) (Parent) (Thread)
(Deleted comment)
From: severins
2011-04-06 10:27 am (UTC)
Скажите, а зоны на характеристической кривой, представленные здесь соответствую зонам Адамса в программе? Просто исходя из кривой самыми "рабочими" зонами являются 2-4, а на своем семинаре Андрей Твердохлеб рекомендовал располагать ключевой объект в 5-6 зонах.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: hardloaf
2011-04-06 08:36 pm (UTC)
Ключевой объект понятие относительное :) Он может быть в любой зоне. Зоны 5-6 для нас важны потому что там мы лучше всего различаем цвета и детали, а уж какой объект там должен быть это вам решать. Может оказаться что там ничего важного и не будет и вся фотография лежит ниже.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: _sirano_
2011-05-19 10:31 am (UTC)
Классная статья. Спасибо :)

> Действие в ACR/LR аналогично правому ползунку инструмента Levels. То есть отрезаются лишние уровни, от правого края гистограммы влево.

Это было про экспозицию. Про ACR не знаю, но в LR это не так. Действие экспозиции не сводится к ползку левелсов. Оно ближе к реальной экспозиции при съемке. Это легко проверить. В LR можно непосредственно выставить белую и черные точки так же как в фотошопе. Это делается в разделе кривые перемещением крайней правой точки кривой на конец гистограммы. Если сравнить с действием параметра Экспозиция, то разница весьма существенна.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: jumpingrat
2011-05-19 05:39 pm (UTC)
Было бы занятно, если бы эти точки из приведенного графика можно было как-то увидеть на гистограмме в самом RPP, хотя бы отдельной опцией или в отдельном окне.
(Reply) (Thread)
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>